Дизайнерские светильники и принципы освещения интерьера

Светильники занимают особое место среди предметов интерьера, с одной стороны это предмет промышленного дизайна, с другой же – светотехническое устройство, предназначенное для создания условий восприятия всего интерьера в целом.

Подвесной светильник Apolo by Romatti

При формировании предпочтительного образа интерьера важен индивидуальный подход, который зачастую не может быть достигнут средствами массового производства. В решении этого вопроса на помощь приходят дизайнерские светильники, представленные не только богатством форм, но и широким спектром светотехнических характеристик.

Двойственность, заложенная в самой природе светильника, заставляет ответственно относиться к его выбору, ведь даже если эстетическая составляющая при дневном свете или в хорошо освещенном интерьере салона удовлетворяет требованиям, предъявляемым к дизайну, то вполне может оказаться, что с точки зрения осветительного прибора изделие не вполне соответствует ожиданиям. Поэтому при ответственном подходе к формированию интерьера стоит опираться не только на субъективные ощущения, но и на законы физики, и на психофизиологические особенности восприятия человеком разного рода освещения.

Дизайнерский подвесной светильник LOSTO by Romatti

Эстетическая и функциональная оценка интерьера напрямую зависит от уровня, распределения и соотношения яркостей в помещении, создаваемых осветительными приборами. Существует два способа проектирования искусственного освещения интерьера. Первый основан на биологическом, природном восприятии света. Другой – чисто эстетический, призванный реализовать различные театральные эффекты.

Подвесной светильник Oulish by Romatti

Копирование естественного освещения

Самый приемлемый с точки зрения человеческой биологии способ освещения – естественный. В течение тысяч лет восприятие человеком окружающего мира формировалось при естественном освещении. В этом смысле вся история осветительных приборов – лишь секундный блик. Хотим мы того или нет, природа всё равно будет брать верх над эстетическими воззрениями, зачастую мимолетными. Природный ландшафт всегда «радует глаз», даже если это глаз убежденного технократа, поэтому реализация естественных световых характеристик - это способ вписывания интерьера в природу, то есть создания естественного комфорта.

Но сначала следует разобраться, в чем заключены свойства естественного освещения, а именно - яркостные соотношения, создаваемые природным освещением, которые мы собираемся копировать.

  1. Для естественного освещения характерен определенный порядок распределения яркостей в поле зрения. Верхняя часть (небо) - имеет наибольшую яркость, нижняя (земля) – наименьшую. По мере приближения к горизонту яркости сливаются. Таково же и традиционное восприятие интерьера – потолок выполняется в светлых тонах и основные осветительные приборы монтируются в потолочной зоне.
  2. Природное освещение создается различными видами света – направленным, рассеянным и отраженным  - имеющих разнообразные сочетания в зависимости от условий. В интерьере контрастное освещение с ярко выраженными тенями будет ассоциироваться с солнечным светом.
  3. На плоских поверхностях освещенность (яркость) распределяется равномерно, на криволинейных - неравномерно. Для нашего восприятия это является важным фактором, так как благодаря восприятию яркостей мы оцениваем форму окружающих нас предметов. В интерьере с искусственным освещением яркость также ассоциируется с плоскостью, а неравномерная освещенность – с криволинейной поверхностью.
  4. Направленность света влияет на создание светотени. Для естественного восприятия интерьера светотеневой ритм также должен соответствовать архитектурному ритму.
  5. Для нашего восприятия привычно, когда свет падает сверху. При изменении светового потока на нижний возникает ряд оптических иллюзий, искажающих форму и объём освещаемого объекта. Это свойство может быть с успехом использовано для создания необычного восприятия интерьера, но может утомлять, будучи применено на постоянной основе.
  6. Наше зрение привыкло к контрастам, создаваемым солнечным освещением, но следует учитывать, что привычные контрасты светотени будут различными для жителей разных географических областей в зависимости от числа солнечных дней и интенсивности светового потока. Вместе с яркостным контрастом изменяется и цветовой, так для обитателей южных стран характерно более контрастное восприятие цветов, они становятся более насыщенными. Соответственно, чем севернее, тем более цветовой контраст склоняется к пастельным тонам. И даже в интерьере человека не покидает привычка к характерным природным контрастам.

Потолочный светильник ART GOLD by Romatti

С точки зрения дизайна, роль светильника может быть столь велика, что он может стать стилеобразующим элементом всего интерьера. Существует масса примеров дизайнерских решений в освещении, способных изменить один и тот же интерьер до неузнаваемости, применяя комбинации из природных качеств света и эффектных иллюзий, основанных на «неестественной» подаче света и его распределения.

Люстра LAILY by Romatti

«Театральный» подход, отличный от того, к чему нас приучила природа, может быть с успехом применён в интерьерах баров, клубов, выставок и других помещений, предназначенных для кратковременного нахождения и имеющих задачу создать атмосферу, отличную от обыденности, тонизирующий эффект. Но тот же эффект может быть применен как альтернативное освещение гостиной. Природные же качества естественного освещения, привычные для человека, хорошо применять в тех помещениях, где требуется создать ощущение естественности и покоя.  Все необходимое для создания полноценного и при этом уникального интерьера может предложить магазин дизайнерских светильников Romatti.

Подвесной светильник Big Kick by Romatti