Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области за 2019 год

Аналитическая записка к отчету о реализации государственной программы Новосибирской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области» за 2019 год

Из опубликованного отчета становится очевидным, что внедрение в современную электроэнергетику такого эффективного инструмента как конденсаторные установки, компенсирующие реактивную мощность электрического оборудования, является крайне целесообразным в связи со значительной экономией энергетических ресурсов за счет сокращения потерь в кабельных линиях.

Раздел 1. Общая характеристика

Отчет за 2019 год о реализации государственной программы Новосибирской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 16.03.2015 № 89-п (в редакции от 03.03.2020 № 50-п), (далее – государственная программа) сформирован на основании приказа министерства ЖКХиЭ НСО от 28.03.2019 № 62 «Об утверждении плана реализации мероприятий государственной программы Новосибирской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области» на очередной 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» (в редакции от 03.03.2020 № 28) (далее – плана реализации).

Изменения в государственную программу по 2019 году были внесены постановлениями Правительства Новосибирской области от 25.03.2019 № 113-п, от 28.10.2019 № 409-п, от 03.03.2020 № 50-п.

Отчетная версия в системе «Региональный сегмент ГАС «Управление» от 26.03.2020 17:53:04.

Раздел 2. Сведения о выполнении целевых индикаторов

Достигнутые значения целевых индикаторов государственной программы:

1) энергоемкость ВРП к уровню 2014 года – 76,0% (ожидаемое значение), плановое значение – 78,0; для расчета ожидаемого значения взяты оперативные данные, значение будет уточнено в соответствии с данными статистики в июне 2020 года.
2) удельное потребление энергетических ресурсов государственными учреждениями Новосибирской области (к уровню 2014 года):
- электроэнергии – 100% (план – 99%); снижение значения удельного потребления электроэнергии не произошло по сравнению с 2014 годом в связи с установкой нового оборудования большой мощности, вводом нового объекта, использованием электроэнергии для отопления, реорганизацией подведомственных учреждений, переводом муниципальных учреждений в государственные;
- воды – 95% (план – 99%) снижение значения удельного потребления воды - в результате полученной экономии расхода воды, выполнения мероприятий энергосбережения;
3) удельный расход энергетических ресурсов в жилищном фонде (к 2014 году) составил 95, 1 % (план – 99,5%);
4) доля муниципальных образований Новосибирской области, в которых выполнена модернизация, строительство и реконструкция муниципальных котельных и тепловых сетей (нарастающим итогом с начала реализации государственной программы) – 4,3% (план – 4,3%);
5) количество муниципальных котельных, построенных, модернизированных и реконструированных в соответствии с требованиями энергетической эффективности - 4, (план - 4);
6) протяженность муниципальных тепловых сетей, построенных, модернизированных и реконструированных в соответствии требованиям энергетической эффективности – 2,5 км (план – 2,5 км);
7) количество предприятий, заключивших с министерством ЖКХиЭ соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности – 11 (план - 11 предприятий);
8) доля оснащенных энергоэффективным оборудованием трамваев и троллейбусов от общего их количества в г. Новосибирске – 42% (план – 40,3%), мероприятие выполнено за счет средств местного бюджета;
9) количество реализуемых предприятиями, осуществляющими инвестиционную деятельность совместно с муниципальными образованиями Новосибирской области, проектов по использованию возобновляемых источников энергии – 0 (план -1); в 2019 году не было предложений инвесторов по проектам по использованию возобновляемых источников энергии на основе биоресурсов;
10) удельное потребление электроэнергии (на единицу товарной продукции) на собственные нужды в организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории Новосибирской области, к уровню 2014 года: ожидаемое значение – 87,1%, плановое значение –85,5%;
11) количество мероприятий, направленных на информированность потребителей о способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности – 3 (план – 2 мероприятия).

Раздел 3. Сведения о выполнении основных мероприятий

1. По задаче 1 «Повышение энергетической эффективности в государственных и муниципальных учреждениях Новосибирской области» по мероприятию «заключение энергосервисных контрактов государственными и муниципальными учреждениями» планировалось заключение 5-ти энергосервисных контрактов на сумму 10 млн. руб. В 2019 году в Новосибирской области действовали 19 энергосервисных контрактов (договоров), ранее заключенных на объектах образовательных учреждений (17 энергосервисных контрактов на системе теплоснабжения, один на системе электроснабжения и один на системе водоснабжения).

В отчетном периоде была организована работа с государственными учреждениями и потенциальными энергосервисными компаниями по рассмотрению возможности заключения энергосервисных контрактов.

2. По задаче 2 «Повышение энергетической эффективности в жилищном секторе» в 2019 году по информированию населения о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности было запланировано четыре мероприятия, проведено 7 мероприятий.

3. По задаче 3 «Повышение энергетической эффективности в системе коммунальной инфраструктуры» были запланированы мероприятия по строительству котельных, модернизации тепловых сетей, включая инженерно-изыскательские, проектно-сметные работы. Мероприятия выполняются за счет средств областного и местного бюджетов. В 2019 году средства областного бюджета Новосибирской области в полном объеме, согласно условиям государственной программы, перечислены исполнителю мероприятий – Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (далее – Фонд модернизации). Фонд модернизации согласно Уставу оказывает помощь муниципальным образованиям путем компенсации части затрат органов местного самоуправления на модернизацию, строительство и реконструкцию инженерных коммуникаций и объектов жизнеобеспечения. Финансовая помощь Фонда модернизации муниципальным образованиям осуществляется в рамках имущественного взноса, формируемого за счет средств областного бюджета.

Согласно утвержденному плану мероприятий государственной программы на 2019 год были запланированы мероприятия:

  • инженерно-изыскательские, проектно-сметные и строительно-монтажные работы на двух газовых блочно-модульных котельных: в с. Красный Яр Ордынского района и в с. Сокур Мошковского района;
  • модернизация 2,5 км тепловых сетей в Венгеровском районе;
  • ввод в эксплуатацию одной газовой котельной в с. Северотатарское Татарского района и двух угольных котельных в с. Кочки Кочковского района, финансирование которых было осуществлено в 2018 году.

В октябре 2019 года было принято решение об увеличении средств областного бюджета на 2 320,0 тыс.руб. (было – 94 779,3 тыс.руб., стало – 97 099,3 тыс. руб.), которые направлены на выполнение мероприятий в системе коммунальной инфраструктуры, а именно на разработку проектно-сметной документации (далее – ПСД) для строительства двух угольных котельных в с. Усть-Изес и с. Сибирцево-2 Венгеровского района.

В 2019 году в соответствии с Законом Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» в редакции от 28.11.2019 № 440-ОЗ в государственную программу внесены изменения, которые утверждены Правительством Новосибирской области 03.03.2020 постановлением № 50-п.

В 2019 году выполнены следующие мероприятия:

  • инженерно-изыскательские, проектно-сметные работы по газовой блочно-модульной котельной в с. Сокур Мошковского района;
  • инженерно-изыскательские, проектно-сметные и строительно-монтажные работы на одной газовой котельной в с. Красный Яр Ордынского района; 
  • модернизация 2,5 км тепловых сетей в селах Зыково, Меньшиково, Минино, Сибирцево-1 в Венгеровском районе;
  • ввод в эксплуатацию одной газовой котельной в с. Северотатарское Татарского района и двух угольных котельных в с. Кочки Кочковского района финансирование которых было осуществлено в 2018 году;
  • за счет сэкономленных средств в 2019 году выполнены строительно-монтажные работы на газовой котельной в с. Маршанское Каргатского района.

Ввод в эксплуатацию газовой котельной в с. Сокур Мошковского района перенесен на 2020 год в связи с затянувшейся процедурой прохождения проекта в госэкспертизе (заключение госэкспертизы № 54-1-1-3-026976-2019 от 04.10.2019). 
Для осуществления разработки проектно-сметной документации для строительства угольных котельных и реконструкции тепловых сетей в с. Усть-Изес и с. Сибирцево-2 Венгеровского района заключены соглашения с Фондом модернизации на предоставление финансовой поддержки.

Применение УКРМ в Новосибирске на промышленных предприятиях позволяет значительно повысить коэффициент полезного действия и коэффициент мощности электрического оборудования.

4. По задаче 4 «Стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности в экономике Новосибирской области» выполнены следующие мероприятия:

1) мероприятия энергосбережения и повышения энергетической эффективности промышленными предприятиями и организациями регулируемой сферы деятельности, включенные в государственную программу на основании соглашений о взаимодействии и сотрудничестве в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, заключаемых министерством ЖКХиЭ НСО с предприятиями и организациями. Соглашения включают в себя планы мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, выполняемые предприятиями и организациями за счет собственных средств. Мероприятия выполняются по основным направлениям:

  • реконструкция, модернизация и оптимизация внутризаводских тепловых, электрических, водопроводных сетей;
  • реконструкция и модернизация активной части основных производственных фондов;
  • установка и модернизация систем учета потребления ресурсов промышленными предприятиями;
  • внедрение автоматизированных систем контроля и учета энергоресурсов предприятия, оптимизация режимов энергопотребления.

На 2019 год заключено 11 соглашений, в том числе пять с промышленными предприятиями и шесть с организациями регулируемой сферы деятельности;

2) мероприятие по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в транспортной сфере, включающее в себя производство комплектов энергоэффективного оборудования с высокочастотными приводами для осуществления плавного запуска электродвигателей на городском электрическом транспорте (на трамваях и троллейбусах), и оснащение энергоэффективным оборудованием парка трамваев и троллейбусов в городе Новосибирске.

Производство комплектов энергоэффективного оборудования – регулируемых силовых приводов и систем управления для трамваев и троллейбусов на территории Новосибирской области осуществляет ООО НПФ «АРС-ТЕРМ». Мероприятие выполняется за счет внебюджетных средств. В 2019 году было произведено 153 комплекта на сумму 160,0 млн. руб. (план – 130 комплектов на сумму 2,5 млн. руб.).

В связи с высоким износом троллейбусов и трамваев г. Новосибирска устаревший подвижной состав выводился из эксплуатации, производилась модернизация старого действующего подвижного состава, а также приобретались новые энергоэффективные троллейбусы и трамваи;

3) мероприятие «Содействие предприятиям, осуществляющим инвестиционную деятельность совместно с муниципальными образованиями Новосибирской области, в реализации инвестиционных проектов по использованию возобновляемых источников энергии на основе биоресурсов» носит заявительный характер; в 2019 году предложений с проектами по реализации в муниципальных образованиях установок с использованием возобновляемых источников энергии не поступало;

4) в целях пропаганды энергосбережения и повышения энергетической эффективности в 2019 году в Новосибирской области были организованы и проведены три мероприятия:

  • Всероссийский фестиваль энергосбережения #ВместеЯрче-2019;
  • Всероссийский конкурс СМИ, пресс-служб компаний ТЭК и региональных администраций – «МедиаТЭК-2019».

За счет средств областного бюджета – 300 тыс.руб. было организовано праздничное открытие фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче. Исполнитель данного мероприятия по результатам проведенных торгов - МАУК г. Новосибирска «Городская дирекция творческих программ». Открытие фестиваля состоялось 8 сентября в ПКиО «Березовая роща» г. Новосибирска. К мероприятиям фестиваля были привлечены государственные учреждения Новосибирской области в сфере образования, молодежной политики, а также организации сферы энергетики, в том числе АО «Региональные электрические сети», Филиал АО «СО ЕЭС» Новосибирское РДУ, АО «Новосибирскэнергосбыт», Филиал ПАО «ФГК-РусГидро» - «Новосибирская ГЭС», Новосибирский филиал ООО «Сибирская генерирующая компания».

Для участия в конкурсе «МедиаТЭК-2019» были привлечены средства массовой информации, пресс-центры энергокомпаний.

В региональном этапе конкурса «МедиаТЭК-2019» участвовали четыре организации, представившие 9 проектов:

  • АО «Региональные электрические сети»;
  • Филиала ПАО «РусГидро» - «Новосибирская ГЭС»;
  • ООО «СИБФМ»;
  • ООО «Телекомпания НТН».

На федеральном этапе от Новосибирской области победили 3 проекта.

В 2019 году был организован и проведен семинар для государственных учреждений Новосибирской области; основной темой семинара стало рассмотрение проблем, возникающих при заключении и реализации энергосервисных договоров.

В план реализации мероприятий государственной программы на 2019 год, указанных в Плане реализации наказов избирателей депутатам Законодательного Собрания Новосибирской области 6 созыва на 2019 год (далее – План), включены следующие мероприятия:

  • модернизация тепловых сетей: в с. Зыково, с. Меньшиково, с. Минино, с. Сибирцево-1 Венгеровского района Новосибирской области;
  • разработка проектно-сметной документации для строительства угольной котельной и реконструкции тепловых сетей в с. Усть-Изес и в с. Сибирцево-2 Венгеровского района Новосибирской области

В 2019 году модернизация указанных тепловых сетей выполнена. Для осуществления разработки проектно-сметной документации для строительства угольных котельных и реконструкции тепловых сетей в с. Усть-Изес и с. Сибирцево-2 Венгеровского района заключены соглашения с Фондом модернизации на предоставление финансовой поддержки.

Раздел 4. Результаты использования бюджетных ассигнований областного бюджета Новосибирской области и иных средств на реализацию мероприятий государственной программы

Реализация государственной программы осуществлялась за счет средств областного бюджета Новосибирской области, местных бюджетов и внебюджетных средств.

Средства областного бюджета в соответствии с Законом «Об областном бюджете Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» (в редакции от 28.11.2019 № 440-ОЗ) в 2019 году на государственную программу затрачены в объеме 97 399,3 тыс. руб., из них:

  • 97 099,3 тыс. руб. направлены на мероприятия в системе коммунальной инфраструктуры: инженерно-изыскательские, проектно-сметные и строительно-монтажные работы на котельных и тепловых сетях. Данные средства в полном объеме, согласно условиям государственной программы, перечислены исполнителю мероприятий – Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области;
  • 300 тыс.руб. направлены на мероприятия по пропаганде государственной политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности Новосибирской области, а именно на проведение праздничного открытия фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче в Новосибирской области.

Средства местных бюджетов в объеме 55 110,5 тыс. руб. были затрачены:

  • 5 110,5 тыс.руб. на мероприятия в коммунальной сфере, сумма определена в соответствии с условиями финансирования; 
  • 50 000,0 тыс.руб. на модернизацию трамваев и троллейбусов г. Новосибирска. Данное мероприятие осуществляется мэрией г. Новосибирска в соответствии с постановлениями мэрии г. Новосибирска от 31.12.2015 № 7497 «Об утверждении муниципальной программы «Создание условий для организации транспортного обслуживания населения в границах города Новосибирска» на 2016 – 2020 годы» и от 06.11.19 № 4030 «О муниципальной программе «Развитие транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса на территории города Новосибирска»);

Внебюджетные средства были запланированы в объеме 1 310 544,0 тыс. руб., освоено 1 251 263,3 тыс. руб.:

  • 1 091 263,32 тыс.руб. – средства промышленных предприятий и организаций, направленные ими на мероприятия энергосбережения и повышения энергетической эффективности и выполняемые на своих объектах;
  • 160 000,0 тыс.руб. – средства ООО НПФ «АРС-ТЕРМ» - производство энергоэффективного оборудования для трамваев и троллейбусов.