Логистические операторы – кто такие и что предлагают потребителю

Обслуживание складского комплекса со всем спектром логистических услуг, техникой, специалистами – нетривиальная задача даже для крупной компании, не говоря уже про более мелких игроков. Современные реалии существенно расширили перечень логистических услуг. И если совсем недавно этот перечень исчерпывался просто хранением на складе и доставкой из точки А в точку Б, то сегодня логистические задачи – это:

  • ответственное хранение – размещение груза на складских территориях;
  • кросс-докинг – так называемое сквозное складирование;
  • предпродажная подготовка – пикинг, комплектация с учетом соблюдения правил ротации, упаковка (в том числе стрейчинг, стреппинг и пр.);
  • доставка груза.

Плюс в рамках договорных взаимоотношений возможны дополнительные услуги, имеющие отношение не столько к непосредственной логистике (хранению и доставке), а и к маркетингу, бухгалтерии и т.п.

Одним из крупных игроков на рынке логистических провайдеров по праву считается оператор ПОРТАЛ, оказывающий комплексные услуги склада, с перечнем которых можно ознакомиться на https://portal-sklad.ru/.

Но обо всем поподробнее. Современный рынок логистических услуг предлагает следующее типирование всех операторов.

Классификация логистических операторов

  • 1PL (First Party Logistics)  – исключительно инсорсинг – логистика в рамках предприятия-производителя.
  • 2PL (Second Party Logistics) – следующий уровень логистических провайдеров. Предоставление услуг в первую очередь по доставке грузов.
  • 3PL (Third Рагtу Logistic) – компанией-оператором осуществляется доставка продукции и реализация большей части сопутствующих логистических операций – транспортировка, складирование, кросс-докинг, упаковка товаров, управление товарными запасами, доставка.
  • 4PL (Fourth Рагtу Logistic) – такого провайдера  отличает глубокое погружение в бизнес-процессы своих клиентов. Является единым посредником между производителем и другими логистическими операторами, управляет всеми процессами на каждом участке логистической цепочки, в том числе и оператором уровня 3PL.
  • 5PL (Fifth Рагtу Logistic) – недавно появившиеся логистические операторы. Такой вид логистики актуален в первую очередь для интернет-магазинов, реализуя комплекс услуг так называемого фулфилмента.

Фулфилмент:

  • размещение и хранение товаров на складах;
  • приём и обработка заказов колл-центром;
  • приём, комплектация и упаковка заказов, их распределение и сортировка для последующей доставки;
  • обеспечение оплаты заказов (в случае оплаты пост-фактум);
  • доставка заказа курьером либо в пункты самовывоза;
  • работа с документами, закрывающими заказ;
  • обработка отказов и возвратов, претензионная работа.

Дополнительные услуги в рамках фулфилмента:

  • маркетинговые услуги (например, вложение в каждую посылку рекламных буклетов магазина);
  • проверка качества поступившего товара;
  • фото- и видеосъёмка для интернет-ресурса;
  • продвижение интернет-магазина;
  • факторинг;
  • подготовка, заказ рекламных материалов.

Достоинства:

  • экономия средств потребителя услуг;
  • возможность сосредоточиться на ключевых бизнес-процессах;
  • возможность создания товарных запасов.

Недостатки фулфилмента:

  • невозможность использования для производителя скоропортящихся товаров;
  • недостаточная оперативность при бумажном документообороте;
  • необходимость оплаты услуг логистическому оператору даже в случае частичной загруженности своих складских мест.

Фулфилмент – это оптимальный вариант для компаний, в чьи задачи входит оптимизация логистических издержек посредством передачи на аутсорсинг. Компаниям в этом случае нет необходимости держать (или арендовать) складские помещения, иметь штат обученных сотрудников, транспортные средства и складское оборудование. Клиенты логистических операторов, предоставляющих услуги фулфилмента – это интернет-магазины, оптовики, производители, продающие как из других стран, так и в другие страны. Такие услуги не обязательно будут обходиться компаниям очень дорого. На цену влияет перечень услуг, предоставляемых в рамках договорных отношений. В каждом конкретном случае он будет индивидуальным. А если подсчитать затраты на логистику и сопутствующие мероприятия, реализуемые самостоятельно, то передача на аутсорсинг специалистам сразу становится объективно выгодна не только гигантам-ритейлерам.
Основной проблемой со стороны потенциальных потребителей логистических услуг является недоверие, вытекающее из принципа «хочешь сделать хорошо – сделай это сам». Но правильно составленный договор с четко прописанными условиями – способ исключения спорных ситуаций.

Дропшиппинг

На рынке логистических услуг существуют также операторы, предлагающие услуги дропшиппинга. На первый взгляд такой вариант выглядит практически так же, как и фулфилмент, только цена дропшиппинга будет менее финансово затратна для производителя. Так в чем же разница между этими двумя типами логистического сопровождения? Она есть, и при этом принципиальная. Фулфилмент – это полный процесс сопровождения грузов и доставки до конечного потребителя. Дропшиппинг – это прямая доставка продукции  непосредственно от производителя конечному потребителю, минуя склад. В этом случае, отсутствует товарный запас, нет возможности прогнозирования и отсутствует возможность проверки соответствия качества продукции заявленным требованиям. Дропшиппинг возможет в случае работы конкретного интернет-магазина с конкретным производителем. Что в реалиях современного рынка он-лайн торговли является исключением из правил.

Следует остановиться поподробнее на услугах, предлагаемых логистическими операторами:

  • формирование заявки – пикинг (подборка товаров по клиентской заявке), маркировка, стикеровка;
  • комплектация – сбор заказов в одно транспортное место с соблюдением основных правил ротации (FIFO, FEFO, LIFO).
    • FEFO (first-expire-first-out) – очередность отгрузки продукции предполагается, исходя из срока годности товаров. Такой способ актуален для продуктов питания и других товаров с небольшим сроком хранения.
    • FIFO (first-in-first-out) – отгрузка производится на основании срока прибытия. То есть товар, прибывший в первую очередь, будет отгружен также первым.
    • LIFO (last-in-first-out) – первым в этом случае отгружается товар, прибывший в последнюю очередь. Такой вид используется при необходимости смены начала списка либо конца. Этот способ менее востребован, нежели два предыдущих;
  • упаковка – помимо упаковки в стандартные коробки из гофрокартона и с использованием пузырьковой пленки существуют еще другие способы, такие как стрейчинг – обмотка продукции, поддонов стрейч-пленкой для лучшей сохранности товара и фиксации груза на паллетах, а также стреппинг – дополнительная фиксация груза на поддоне либо в пачке при помощи специальной стреппинг ленты. При необходимости возможна обрешетка (обшивка досками) крупногабаритного нестандартного груза, отправляемого на дальние расстояния;
  • кросс-докинг (иначе говоря, сквозное складирование) – мероприятия по погрузочно-разгрузочным работам при исключении складирования продукции. 

кросс-докинг (сквозное складирование)

Типы кросс-докинга:

  • расконсолидация – один поставщик, несколько получателей;
  • перевалка через складскую зону – замена транспортного средства без изменения комплектации груза;
  • консолидация – несколько поставщиков, один получатель;
  • переконсолидация – несколько поставщиков, несколько получателей;
  • подсортировка – добавление продукции с территории склада.

Преимущества кросс-докинга:

  • оптимизация логистических цепочек;
  • оптимизация складских площадей.

Недостатки:

  • необходимость наличия достаточного количества транспорта;
  • наличие надёжных поставщиков – с целью исключения временных потерь, простоя транспорта.
  • чёткое планирование и координация всех процессов и всех участников. В противном случае все преимущества кросс-докинга стремятся к нулю.

Такой способ оправдан для продукции непродолжительных сроков хранения, то есть продуктов питания в первую очередь.

На что следует обратить внимание, выбирая подрядную организацию по предоставлению логистических услуг:

  • опыт компании – сколько лет на рынке, клиенты, наличие необходимых сертификатов и пр.;
  • программное обеспечение – насколько автоматизированы процессы, возможности интеграции с другими программами и пр.;
  • перечень предоставляемых услуг – лучше в этом перечне наличие излишних (по мнению потенциального клиента) предложений, нежели недостаточный в перспективе список;
  • склад – его площади в первую очередь и условия хранения товаров различной категорийности.