Всероссийский конкурс концепций туристского кластера, город Глазов, Удмуртская Республика

Всероссийский конкурс концепций туристского кластера, город Глазов, Удмуртская Республика

Создание туристского кластера на севере Удмуртской Республики нацелено на выявление уникальности территории и привлечение туристов из других регионов и стран. Концепция туристского кластера необходима для последующей работы в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019—2025 годы)».

  • Тип конкурса: открытый одноэтапный архитектурный конкурс.
  • Приглашаются к участию: профессиональные архитекторы и проектировщики; студенты профильных вузов и факультетов.
  • Регистрационный взнос: отсутствует. Вывод и доставка конкурсных планшетов оплачивается участником конкурса самостоятельно.
  • Окончание регистрации и крайний срок подачи проектов: 19 мая 2020 года.
  • Дата объявления результатов: до 20 мая 2020 года.
  • Общий призовой фонд: 1 млн руб.
  • Организатор: Удмуртское региональное отделение Союза архитекторов России (УРООО СА России) при поддержке Правительства Удмуртской Республики, Администрации г. Глазова, АО «ТВЭЛ», Историко-культурного музея-заповедника Удмуртской Республики «Иднакар», Центра культуры и туризма Глазовского района, Глазовского краеведческого музея.
  • Заказчик: ООО НПФ «Трест Геопроектстрой».
  • Полное название конкурса: открытый всероссийский конкурс на создание концепции туристского кластера, город Глазов, Удмуртская Республика.
  • Официальная страница конкурса: tehne.com.
  • Конкурсная документация: yadi.sk (при обновлении документации на данной странице будут размещаться соответствующие объявления).
  • Контакты оргкомитета: 426076, Ижевск, ул. Советская, 16, «Дом архитектора»; +7 (3412) 78-27-22; +7 909 053-99-99; 42@tehne.com.

Создание туристского кластера требует взаимосвязанных решений по созданию туристской инфраструктуры и повышению качества среды в населенном пункте. Взаимосвязанность решений должна обеспечиваться не только функционально-планировочными, инженерными, архитектурно-художественными решениями, но также и единым механизмом привлечения и распределения денежных средств на создание взаимосвязанных объектов туристской и обеспечивающей инфраструктуры и среды населенного пункта. При этом необходимо соблюдение баланса интересов местных жителей и туристов, субъектов малого предпринимательства; органов местного самоуправления и других заинтересованных лиц.

Реализация конкурсных предложений должна не только создать развитую туристскую инфраструктуру, но и обеспечить долгосрочный положительный социально-экономический эффект для жителей города Глазова и Глазовского района.

Задачи конкурса

  • формирование современного архитектурно-художественного облика городской территории;
  • создание комфортной и безопасной городской среды в сложившейся застройке;
  • обеспечение привлекательных условий пребывания для гостей и жителей города Глазова;
  • развитие дополнительной социальной и досуговой инфраструктуры в шаговой доступности.
  • создание новых туристических, спортивных маршрутов.

Регламент конкурса

  • Объявление конкурса: 1 марта 2020 г.
  • Завершение регистрации заявок и приема конкурсных проектов: 19 мая 2020 г. (до 23:59 часов по московскому времени).
  • Оглашение официальных результатов конкурса: до 3 июня 2020 г.

Жюри конкурса

В состав жюри конкурса войдут представители организатора и заказчика конкурса, специалисты в сферах градостроительства и архитектуры.

Состав жюри будет сформирован и опубликован до конца марта 2020 года. Предложения по персоналиям для включения в жюри конкурса можно направлять по адресу 42@tehne.com.

Призовой фонд конкурса

Общий призовой фонд конкурса составляет 1 000 000 (Один миллион) рублей.

По результатам конкурса присуждаются три премии:

  • вознаграждение за первое место в размере 600 000 (Шестьсот тысяч) рублей (в том числе все применимые к Призёру налоги и сборы);
  • вознаграждение за второе место в размере 250 000 (Двести пятьдесят тысяч) рублей (в том числе все применимые к Призёру налоги и сборы);
  • вознаграждение за третье место в размере 150 000 (Сто пятьдесят тысяч) рублей (в том числе все применимые к Призёру налоги и сборы).

Территория объекта проектирования

Территория проектирования состоит из четырех участков:

  • Площадка № 1. «Благоустройство парковой-набережной города Глазова (территория, ограниченная левым берегом реки Чепца, ул. Толстого и ул. Карла Маркса)».
  • Площадка № 2. Парк отдыха «Парк Заречный».
  • Площадка № 3. «Бывшая водонапорная башня» (кадастровый номер 18:28:000005:80).
  • Площадка № 4. «Музеефикация городища Иднакар». Перспективная застройка ИЖС.
  • Дополнительная площадка: № 5. «Культурно-туристический парк «Дондыдор» (носит информативный характер, не требует архитектурной проработки).

Краткое описание примерного возможного объема работ по каждой из площадок см. в текстовом документе «Описание Концепции» в исходной конкурсной документации.

Кластерный подход

Механизм кластерного развития предполагает концентрацию материальных и нематериальных ресурсов для решения задачи создания в Глазове современной инфраструктуры, способствующей развитию сложившихся и перспективных видов туризма.

Развитие туристского кластера предполагает:

  • привлечение и концентрацию ресурсов с целью создания комплексной туристической инфраструктуры повышенной плотности, способствующей созданию конкурентоспособного туристического продукта; 
  • создание комплекса взаимосвязанных объектов туристической инфраструктуры, отвечающих запросам разнообразных целевых аудиторий;
  • содействие формированию различных сервисов, сопутствующих туристической инфраструктуре;
  • обеспечение активного взаимодействия между представителями различных сообществ на территории, направленное на повышение качества туристического продукта;
  • формирование распределенной структуры рекреационного кластера, предполагающей смысловую, функциональную и логистическую взаимосвязанность разных туристических площадок, обеспечивающих создание комплексного туристского продукта.

В итоге реализации конкурсных предложений на севере Удмуртии должна появиться туристская инфраструктура нового качества для различных целевых аудиторий, взаимосвязанная с инфраструктурой сопряженных локаций кластера, что позволит повысить привлекательность Глазова и оптимизировать туристический поток.

Критерии оценки конкурсных проектов

  • Соответствие конкурсных предложений Техническому заданию.
  • Соответствие предложений градостроительным нормативам Российской Федерации, региональным нормативам Удмуртской Республики, местным нормативам градостроительного проектирования муниципального образования «Город Глазов» с учетом положений генерального плана города Глазова.
  • Реализация кластерного подхода и комплексность предлагаемых решений.
  • Реалистичность предложенных решений с точки зрения существующих технологий и возможности их применения.
  • Соответствие конкурсных предложений современным мировым тенденциям в области создания туристской инфраструктуры и средового дизайна.
  • Соответствие предложенных проектных решений территориальному, историко-культурному, экономико-географическому контексту, запросам целевых аудиторий.
  • Обеспечение условий для роста туристического потока и положительного социально-экономического эффекта для жителей города Глазова и Глазовского района, как в краткосрочном, так и в среднесрочном и долгосрочном периодах.
  • Прочие факторы на усмотрение жюри.

Общие требования к конкурсным проектам

  • Соответствие техническому заданию, включая соответствие ключевой идее проекта туристского кластера.
  • Композиционное и художественное единство и целостность предлагаемых архитектурных, планировочных и ландшафтных решений. 
  • Соответствие решений современным мировым тенденциям в области создания туристской инфраструктуры и средового дизайна.
  • Использование ресурсосберегающих, в т.ч. энергоэффективных, решений.
  • Соответствие предлагаемых планировочных и архитектурных решений требованиям по обеспечению безопасности туристов, предусмотренных межгосударственной системой стандартизации (ГОСТ 32611-2014. Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов).
  • Создание инфраструктуры, способствующей стабильному росту туристического потока как в краткосрочном, так и в среднесрочном и долгосрочном периодах.
  • Обеспечение долгосрочного положительного социально-экономического эффекта для жителей города Глазова и Глазовского района в долгосрочном периоде (10—20 лет) (рост уровня жизни населения: увеличение продолжительность жизни населения, рост доходов, снижение миграционного оттока).
  • Обеспечение эффективности бюджетного софинансирования в долгосрочном периоде (10—20 лет).

Содержание работ

1. Выявление запросов целевых аудиторий
1.1. Анализ туристского продукта.
 – Определение основных факторов конкурентоспособности (факторов, создающих ценность для потребителя) имеющихся туристических продуктов.
 – Определение возможных направлений повышения конкурентоспособности (ценности для потребителя) имеющегося туристического продукта.
1.2. Определение целевых аудиторий и их запросов.
 – Выявление наиболее перспективных целевых аудиторий с учетом основных факторов конкурентоспособности имеющихся туристических продуктов. Описание выявленных целевых аудиторий.
 – Определение потребностей и запросов каждой из выявленных целевых аудиторий.
 – Предпочтения в сфере событийной программы.
1.3. Сценарии пребывания туристов на севере Удмуртской Республики.

2. Концепция туристского кластера, включая размещение объектов туристской инфраструктуры
2.1. Концептуальное обоснование формируемого туристского кластера.
 – Оценка природно-ресурсного, демографического, экономического, историко-культурного, транспортно-логистического и территориального потенциалов города Глазова и Глазовского района и предпосылок развития туристского кластера.
 – Социально-экономические, градостроительные и иные предпосылки, определяющие потенциальные возможности создания туристического кластера в Глазове.
 – Принципы пространственного развития туристского кластера.
 – Перспективные направления развития туристского кластера.
2.2. Определение потребности в объектах основной и сопутствующей туристской инфраструктуры с учетом ожидаемых изменений туристского продукта и целевых аудиторий.
 – Въездная группа, визит-центр, туристско-информационный центр.
 – Средства коллективного размещения различного уровня (отели, апартаменты, хостелы, гостевые дома и т.д.).
 – Объекты сферы общественного питания (рестораны, кафе, фуд-корты, столовые и т.д.), объекты розничной торговли (торгово-развлекательные комплексы, магазины с фермерской продукцией, сувенирные магазины и т.д.).
 – Объекты культурно-досуговой инфраструктуры (библиотеки, музеи, выставочные центры, мультифункциональные пространства, предназначенные для выступления музыкальных и хореографических коллективов, иные пространства для проведения просветительских и образовательных мероприятий, крытые и открытые площадки для проведения фестивалей).
 – Специализированные туристско-рекреационные комплексы.
 – Иные объекты.
2.3. Определение потребности в ином инфраструктурном обеспечении для комплексного развития города Глазова в связи с формированием туристского кластера.
 – Социально-экономические, градостроительные и иные предпосылки, определяющие потенциальные потребности и возможности создания инфраструктурного окружения туристского кластера.
 – Оценка объемов и локализации жилищного строительства.
 – Оценка увеличения нагрузки на социальную инфраструктуру и системы инженерного обеспечения.
2.4. Функционально-планировочная организация территории.
 – Оценка современной планировочной организации города Глазова.
 – Оценка состояния муниципального жилого фонда и обеспеченности объектами социального, культурного и бытового обслуживания.
 – Проблемы и вызовы пространственного развития, направления их решения.
 – Предложения по функционально-планировочной организации территории города Глазова, предусматривающей создание условий для развития рекреационного кластера и оптимизирующей использование территориальных ресурсов города.
2.5. Мероприятия по размещению объектов туристской и иной инфраструктуры, систем инженерного обеспечения.
2.6. Система общественных пространств.
 – Ключевые общественные пространства.
 – Дополнительные общественные пространства, обеспечивающие потребности формируемого туристского кластера и жителей города Глазова.
 – Взаимосвязанное развитие системы общественных пространств.
2.7. Архитектурно-художественная концепция.
 – Предложения по созданию и трансляции бренда города Глазова в элементах архитектурного облика города.
 –  Рекомендации по формированию объемно-пространственных решений среды населенного пункта.
 – Объемно-пространственные, архитектурные и планировочные решения ключевых объектов туристской инфраструктуры.
 –  Решения по средовому дизайну ключевых общественных пространств города Глазова.

3. Механизмы реализации предложений мастер-плана, включая создание инфраструктуры туристского кластера (данный раздел выполняется на усмотрение авторов проекта)
3.1. Обоснование целевых аудиторий.
 – Прогнозируемые показатели доходов туристско-рекреационного кластера от каждой из выявленных целевых аудиторий.
 – Каналы и механизмы привлечения целевых аудиторий. Оценочные показатели расходов на их привлечение.
3.2. Механизм управления туристско-рекреационным кластером и кадровое обеспечение туристского кластера.
Рекомендуемая структура управления туристско-рекреационным кластером:
 – стратегическое управление;
 – операционное управление туристско-рекреационным кластером;
 – управление событийной программой кластера.
3.3. Бюджет и источники финансирования проекта.
 – Расчет величины инвестиционных вложений в создание туристско-рекреационного кластера:
◦ капитальные затраты;
◦ расходы на трудовые ресурсы;
◦ расходы на продвижение.
 – Определение оптимальной структуры финансирования. Источники финансирования:
◦ бюджетные источники (региональный, федеральный бюджеты);
◦ институциональные источники (банки, фонды);
◦ внебюджетные источники (бизнес-сектор);
◦ доля и стоимость привлечения каждого из источников финансирования.
3.4. Оценка экономической эффективности туристско-рекреационного кластера.
 – Оценка показателей экономической эффективности инвестиций в создание туристско-рекреационного кластера (чистый дисконтированный доход, срок окупаемости, индекс доходности, внутренняя норма доходности).
 – Оценка долгосрочных эффектов социального характера (снижение миграционного оттока, рост продолжительности жизни, снижение смертности и т.д.).
 – Оценка бюджетной эффективности вложений в создание туристско-рекреационного кластера.

Регистрация и дополнительная информация

Для участия в конкурсе необходимо заполнить форму заявки (Приложение № 1 к Положению конкурса) и отправить на адрес электронной почты 42@tehne.com. Либо заполнить онлайн-форму регистрации.

Регистрация участника (авторского коллектива) конкурса происходит после заполнения заявки на участие. После регистрации участника конкурса ему присваивается статус «Зарегистрированный участник», о чем сообщается по электронной почте, а также присваивается индивидуальный регистрационный номер.

Исходная конкурсная документация (формирование документации будет завершено до 06.03.2020).

Состав конкурсных проектов и предъявляемые к ним требования

Материалы Конкурсных проектов предоставляются в электронном и печатном виде (обязательное условие).

Все материалы Конкурсных проектов сдаются под Девизом. Девиз состоит из шести произвольных арабских цифр. Девиз указывается на каждом листе графических материалов, в правом нижнем углу, в прямоугольнике размером 20×120 мм. Девиз также указывается на первом листе альбома. Ни в каких материалах Конкурсных проектов (за исключением документов, прилагаемых в запечатанном информационном конверте) не должно быть авторских плашек и координат.

В состав материалов Конкурсного проекта входит запечатанный информационный конверт, на наружной стороне которого в прямоугольнике размером 20×120 мм вписывается Девиз. Внутри конверта на листе формата А4 указывается полный список авторского коллектива с указанием фамилии, имени, отчества каждого участника авторского коллектива. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей указываются полное наименование юридического лица/ИП и его реквизиты. Для индивидуальных участников и авторских коллективов (физических лиц) указываются контактные данные: телефон, электронная почта; почтовый адрес. Запечатанные информационные конверты вскрываются только после подписания итогового протокола жюри конкурса.

В запечатанный информационный конверт также вкладывается Форма Декларации об авторстве проекта (Приложение № 2 к Положению конкурса).

Состав представляемых на конкурс материалов:

1. Два планшета с основными схемами и визуализациями, планшеты размещаются вертикально Н 2000 мм × 1400 мм. Размещение проекта на планшетах произвольное.
2. Альбом, содержащий полное описание концепции, включая, но не ограничиваясь следующими материалами:
 – краткая пояснительная записка;
 – схема расположения проектируемой территории в структуре города;
 – концептуальная схема генерального плана туристского кластера;
 – схема функционального зонирования территории;
 – архитектурные решения основных и видовых зон;
 – принципиальные решения по озеленению территории;
 – архитектурные решения по наружному освещению;
 – визуализация основных и видовых зон;
 – описание туристского потенциала территории;
 – определение целевых аудиторий проекта и их запросов (в том числе пока не охваченных);
 – описание предлагаемых туристских сценариев и маршрутов;
 – очередность реализации;
 – архитектурно-художественные элементы фирменного стиля туристского кластера;
 – механизмы реализации туристского кластера (включая финансово-экономические показатели, бюджетную эффективность, управленческую модель) (на усмотрение автора проекта).
3. Презентация (15—20 слайдов основной концепции).
4. Иные материалы на усмотрение участников, необходимые для обоснования конкурсных идей.

В электронную версию проекта входят:

  • 2 планшета в формате tiff/jpg/png;
  • альбом в формате docx/pptx/pdf;
  • презентация в формате pdf/pptx;
  • модель проекта (генеральный план) в одном из следующих форматов: pln, dwg, 3ds или аналоги (предоставление модели проекта не является обязательным).

В печатную версию проекта входят:

  • 2 планшета (1000×1400 мм каждый, подложка — пенокартон) (ориентация каждого отдельного планшета — горизонтальная; планшеты компонуются вертикально — друг над другом);
  • альбом формата А3;
  • девизный конверт (см. п. 10 Положения Конкурса).

Представление проектов на конкурс:

  • Все участники должны сдать разработанные проекты в полном объеме (электронная и печатная версии) не позднее 19 мая 2020 года.
  • При пересылке проектов по почте участникам конкурса рекомендуется пользоваться услугами фирм, обеспечивающих экспресс-доставку, и в обязательном порядке получить квитанцию с перечнем вложений, которая будет служить основанием признания своевременной сдачи проекта в полном объеме.
  • Иногородние участники могут заказать распечатку планшетов по адресу 42@tehne.com либо по телефону +7 909 053-99-99.
  • Адрес для предоставления электронной версии материалов: 42@tehne.com.
  • Адрес для предоставления печатной версии материалов: 426076, Ижевск, ул. Советская, 16, «Дом архитектора» (получатель: Белоусов Вадим Владимирович; +7 909 053-99-99).
  • В период проведения конкурса гарантируется анонимность участников. Соблюдение необходимых процедур контролирует ответственный секретарь конкурса.

Контактная информация

Оргкомитет конкурса находится по адресу: 426076, Ижевск, ул. Советская, 16, «Дом архитектора» / телефоны: +7 909 053-99-99, +7 (3412) 78-27-22 / почта: 42@tehne.com