Факторы цветового климата в интерьере
Формирование колорита – особая область архитектурно-дизайнерской деятельности, ставящая задачи по изучению взаимосвязи цветов и оттенков и применению на практике организации колористики для решения конкретных задач. Цвет не может существовать без источника света – естественного или искусственного. При формировании полихромной среды мы сталкиваемся с рядом специфических факторов и прежде всего с группой природно-климатических характеристик региона, физических параметров света и цвета, стимулов, влияющих на человека и проявляющихся в законах психофизиологии, в эмоциональном и эстетическом воздействии обстановки.
Взаимодействуют они в «системе человек – среда», участвуя в преобразовании природного и искусственного предметно-пространственного мира и учете влияния производства на человеческий организм. Несмотря на разные полюса принадлежности их к тому или иному звену системы, вместе они образуют единый полисистемный комплекс. Взяв за основу различные области знаний, попытаемся вскрыть в них новые тенденции, имея в виду главный предмет внимания – цветопроизводственную среду. Метод дифференцированного изучения полезен и потому, что позволяет проникнуть вглубь явлений, более всесторонне представить общую картину многоцветия.
Природное окружение является отправной позицией в мире красок. Человек в своей деятельности преображает природу. В комплексе природно-климатических факторов на первый план выступают следующие моменты: природно-пейзажная основа, световые характеристики региона, климат, продолжительность сезонных циклов, в особенности зимы, так как именно в этот период заметно ухудшаются условия для жизнедеятельности человека. Пейзажная основа – наиболее общая характеристика окружающей среды, имеющая существенное визуальное значение для организации средств архитектурной полихромии, что имеет принципиальное значение для разработки всей концепции цветового моделирования жилой и рабочей среды.
Целесообразность естественной световой среды заключается в участии всех частей спектра, отдельные зоны которого имеют биологическую самостоятельность в воздействии на человека и способны вследствие этого вызывать специфические реакции организма. Свойства биологического воздействия цветных лучей были известны несколько столетий назад и успешно использовались для терапевтического лечения, однако предметом специальных исследований стали лишь с середины XIX в., когда начали изучать факты влияния цветового излучения на обмен веществ, зрение и другие функции организма. Многочисленные наблюдения над изменением пульса, артериального давления и дыхания под влиянием цветных лучей чаще всего подтверждают закономерность, выраженную еще в 1911 г. Стефанеску-Гоангом. Автор получил доказательства того, что адаптация к красному, оранжевому, желтому – «возбуждающим» цветам – вызывает у испытуемых учащение и углубление дыхания, в то время как воздействие зеленого, голубого, синего и фиолетового – «успокаивающих» цветов – ведет к замедлению и ослаблению дыхания, причем в первом случае удлинялся вдох, во втором – выдох. Сердечная деятельность при этом претерпевала соответствующие изменения.
Все имеющиеся цвета распределяются на ахроматические и хроматические, последние характеризуются такими физическими параметрами, как цветовой тон, чистота или насыщенность, светлота. В настоящее время система МКО и другие модели позволяют на высоком уровне точности решать архитектурно-строительные задачи.
Ряд предпочтительных цветов: синий, красный, зеленый, фиолетовый, оранжевый и, наконец, желтый, только у мужчин пятое место занимает оранжевый, а желтый – шестое, а у женщин, наоборот, пятое занимает желтый, а шестое – оранжевый.
Отсюда может быть сделано заключение о принципиальной значимости выявления цветового предпочтения при организации колористики в конкретном интерьере, согласовывая их с анализом характера процессов, происходящих в отдельных помещениях, основными физиологическими параметрами людей, использующих конкретный интерьер, с климатическими и национальными особенностями в зоне строительства.
Для практического применения колористических и пространственных решений в настоящее время существует масса промышленных возможностей, в том числе и таких как современные высокотехнологичные фотообои, например, представленные на сайте abc-decor.com, реализованные как в типовых вариантах, так и изготавливаемых по индивидуальному эскизу.
Следующая группа факторов связана с человеком. Прежде всего это относится к психофизиологии.
Важным с позиции психологии является понятие константности вообще и цвета в частности. Константность, являющаяся одним из основных свойств восприятия, обеспечивает человеку познание окружающего его внешнего мира в относительно устойчивых, постоянных признаках, благодаря чему предметы внешнего мира, их свойства, характеристики и отношения становятся для него инвариантными, несмотря на значительные вариации в изменениях непосредственного раздражителя. Данное свойство особенно ценно для понимания особенности восприятия полихромных объектов при различных условиях освещения. Таким образом, способность зрительной системы по-разному видеть один и тот же предмет является необходимой основой для формирования константности восприятия.
Полноценное психофизиологическое воздействие цвета может быть только в случае постоянной динамики светоцветового окружения. Однако динамику не следует понимать узко, как простую смену цветов в поле зрения, а более широко – в соответствии со спецификой производимых процессов, движений, изменением поля обзора. Смена впечатления возникает при переносе взгляда с рабочего места на интерьер, при переходе из одного помещения в другое. Здесь должны быть учтены законы адаптации и индукции как в неподвижном положении, так и при наложении одних цветов на другие в процесс движения глаз.
По-видимому, очень тесную связь с психофизиологией человека имеют цветовые предпочтения. Существует несколько различных мнений по поводу сущности этого явления. Не останавливаясь на социальных и региональных аспектах происхождения цветового предпочтения, следует отметить, что с психофизиологической позиции здесь в большой степени проявляется ответная реакция организма на окружающие условия, и в частности на характер выполнения действий.
На настроение человека влияют окружение, удобство и красота, солнечная погода и дождь. Реакция на цвет также подавляет или вдохновляет. В хорошо освещенном, «гармоничном» помещении большинство людей чувствует себя хорошо. А хорошее настроение благоприятно влияет на сосудистую систему, пульс, давление крови, нервные и мышечные напряжения. Следовательно, дело заключается не в том, чтобы назначать какой-либо цвет, а чтобы назначать любой цвет, вызывающий благоприятную реакцию организма.
Таким образом, сочетание психологических и физиологических факторов с учетом динамики восприятия интерьера, цветовых предпочтений должно быть тесно увязано с общими задачами эстетической организации интерьеров и составлять основу формирования архитектурно-художественных средств для среды обитания.