Гусеничные бульдозеры Caterpillar
Caterpillar – самый узнаваемый бренд на рынке бульдозерной техники. Популярность бренда столь велика, что можно сказать, что слова Caterpillar и «бульдозер» стали синонимами. Гусеничные бульдозеры CAT обладают непревзойденной надежностью, маневренностью и производительностью.
Еще во времена СССР, когда потребности в бульдозерной и тракторной технике страна удовлетворяла продукцией собственного машиностроения, продукт под маркой Caterpillar был широко известен в нашей стране. И не случайно – уже на самой заре становления советской власти – в 1918 году – на Обуховском заводе в Петербурге было организовано сборочное производство трактора Holt – предшественника Caterpillar (компания Caterpillar основана в 1925 году путем слияния фирм C.L. Best Tractor Co и Holt Manufacturing Company).
В период активного становления советской промышленности, в 1933-1937 годах на Челябинском тракторном заводе производится первый советский гусеничный трактор – С-60 «Сталинец», являющегося адаптированной к советской промышленности (переведен в метрическую систему) копией трактора Caterpillar 60. А уже в послевоенное время на том же Челябинском тракторном заводе (получившем к тому времени прозвище «Танкоград») было возобновлено тракторостроение и на базе лендлизовского трактора Caterpillar D7 начато производство трактора С-80 «Сталинец» (производился с 1946 по 1961 год, вплоть до запуска производства тракторов серии «Кировец» в 1962 году).
Нужно понимать, что в те времена за основу бралась не та продукция, которую по каким-либо причинам лоббировали торговые представители, а реально лучшая техника, прошедшая полевые испытания и признанная специалистами самым перспективным образцом мировой промышленности. Caterpillar и сейчас остается лидером и образцом для подражания.
Как и любой бульдозер, Caterpillar – это самоходная землеройная машина для разработки и перемещения грунтов, построенная на базе гусеничного или колесного трактора и снабженная навесным рабочим инструментом – отвалом (щитом).
Области применения бульдозеров разнятся в зависимости от тягового класса техники, ее массы, а также устанавливаемого рабочего оборудования. Колесные бульдозеры в основном находят применение в городском коммунальном хозяйстве и в тех случаях, когда требуется мобильность с использованием дорог общего назначения. Основным же видом бульдозера остаются гусеничные. С их помощью решается широкий спектр задач по срезанию, разравниванию и перемещению грунтов, горных пород и сыпучих материалов.
Бульдозеры Caterpillar классифицируются по мощности:
- маломощные (серия «K»): 74 - 129 л.с., масса 7,5 – 13,5 тонн. Для подобного типа бульдозеров характерна гидростатическая трансмиссия, позволяющая добиться максимальной маневренности и мобильности. Дополнительные системы нивелирования CAT AccuGrade и Trimble позволят выполнить работу с высокой точностью.
- среднемощные (серия «R»): 163 – 329 л.с., масса 16,5 – 38,4 тонн. Гидростатическая трансмиссия с дифференциальной системой поворота, позволяющая сохранить мобильность и в то же время обеспечить максимальную мощность и производительность для выполнения большого объема работ.
- высокомощные (серии «R» и «T»): 416 – 938 л.с., масса от 50 тонн. Гидродинамическая трансмиссия с фрикционной системой поворота, позволяющая использовать данный класс машин максимально эффективно на горнодобывающих предприятиях и в местах, где требуется перемещение большого объема материала.
В названиях моделей бульдозеров CAT используются индексы:
- LGP – ходовая часть с широкими траками и низким давлением на грунт, применяется на слабонесущих грунтах, там, где обычная ходовая часть не может обеспечить проходимость машины.
- XL – удлиненная ходовая часть для улучшения сцепления с грунтом, стабильности машины при работе на склонах и производстве планировочных работ.
Среди достоинств и особенностей современных бульдозеров Caterpillar следует отметить высокопрочные несущие конструкции, верхнее расположение бортового редуктора, образующее классическую «треугольную гусеницу CAT», программирование скоростей переднего и заднего хода, автоматическое понижение передач в зависимости от нагрузки (функция Autoshift), дифференциальную систему поворота и модульную систему трансмиссии, позволяющую проводить ремонт в полевых условиях.