Инструментарий проекта. От Альберти до Скамоцци
Главный авторитет для всех почитателей классической архитектуры Витрувий так определил разницу между архитектором и несведущим в строительных делах человеком. «Всякий, - писал он, - человек, а не только архитектор может оценить то, что хорошо, но между обывателями и архитекторами та разница, что обыватель не в состоянии судить о работе иначе, как видя ее оконченной, архитектор же ясно представляет себе и ее красоту, и удобство, и благообразие, как только он ее обдумал, и до того, как он приступил к ее исполнению»...
...Из желания ответить на вопрос, почему и почему именно тогда сложился этот, хорошо знакомый нам сегодня, способ работы над проектом, и возникла эта книга. Этот главный вопрос повлек за собой множество других: какую роль в рождении нового облика архитектурного проекта сыграло (и сыграло ли вообще) обращение к античному наследию; был ли это лишь новый способ изображать будущее здание или новый способ думать о нем; почему старый способ стал в одночасье непригоден и т.д. Все они, надеюсь, получили ответы в разных главах. Материалом для книги послужили сохранившиеся рисунки и чертежи, использовавшиеся архитекторами XV-XVI веков в работе над проектами, их копии, объемные модели и их изображения, а также письменные источники, среди которых сочинения теоретиков архитектуры, биографические и автобиографические произведения, письма, письменные пояснения к чертежам и рисункам, меморандумы и другие строительные документы. Таким образом, действующими лицами книги стали рисунки и модели, а главным героем - архитектурный проект.