Ковры
Блестящее развитие всех областей советской культуры и искусства особенно ярко проявилось за время сталинских пятилеток. В архитектуре, живописи, скульптуре и во всех областях декоративного и прикладного искусства наблюдаются большие достижения. Создаются многие тысячи общественных и жилых зданий, совершенствуется техническое оборудование и повышается художественное качество новых жилых и общественных сооружений и их внутреннего убранства.
В связи с широчайшим размахом советского архитектурного строительства встают и вопросы художественной промышленности, связанной с архитектурой, в частности относящейся к интерьеру. В этой связи вырисовывается и роль ковроделия. Ковры издавна ценились как предметы украшения, обстановки, великолепного убранства. Архитектор, декоратор, художник должны критически освоить богатейшее наследие в области ковровых изделий и прежде всего должны знать ковры нашей страны, особенно изделии народного творчества, хранящие прекрасные народные реалистические традиции. Необходимо ознакомиться и со всем лучшим в ковровом искусстве зарубежных стран, — наше искусство завершает все достижения человечества.
При анализе коврового творчества нашей страны автор на основе многолетней работы в этой области стремился к раскрытию сложившихся веками реалистических традиций в нашем ковроделии. Такой анализ является ценным для дальнейшего развития, на основе социалистического реализма, нашего национального по форме и социалистического но содержанию искусства.
Опубликование исследований реалистического смыслового значения наших ковровых рисунков особенно своевременно потому, что до сих пор и этой области имеются попытки истолковывать подобные рисунки как магические, геральдические, символические и т. д., что содействует распространению идеалистических гипотез.
Настоящая работа ставит целью не только ознакомить читатели с основными типами существующих копровых изделий, их особенностями и основными этапами их развития, подать также общие сведения, необходимые нашим художникам для проектирования новых ковров.