Основы современной архитектуры. Экспериментально-исследовательские работы
Методы обучения и изучения архитектурных основ
Постановка дисциплины организации пространства
Архитектурное воспитание и изучение новых форм
Технические навыки
Философия архитектуры
Вступление
Работу, проделанную мною в области нового архитектурного воспитания, нельзя считать совершенной, но мне представляется, что в процессе изысканий я натолкнулся на очень многие интересные моменты выявления в наглядно показательных формах творческих замыслов зодчего-композитора.
В крайне сжатых объяснениях я пытаюсь передать все то, что накопилось в периоде разработки некоторых положений. Многие моменты нового архитектурного воспитания и основ проектирования мною не затронуты исключительно потому, что мне самому не ясна их аналитическая формулировка. В тех случаях, когда какой нибудь вопрос был мне самому не вполне понятен, я считал нужным временно исключить его из плана работы; это вызвано чрезвычайной сложностью затронутых вопросов.
В недалеком будущем будут выявлены многие дополнения ко всем тем основам, которые указаны мною в настоящей работе.
Все графические построения, представленные в этой книге, как иллюстрации к тексту, принадлежат исключительно моему личному изобретательски-исследовательскому творчеству.
Ни в одном случае я не пользовался материалом, разработанным кем-либо другим; может быть, и это составляет некоторый недостаток книги.
Указанный мною путь построения представлений, на принципе беспредметных отвлеченных элементов, безусловно займет в будущем доминирующее место при изучении новых форм. Я считаю подобный подход наилучшим и совершенным из всех возможных способов обучения, изучения и проработки вопросов архитектуры.
В наш век материализма казалось 6ы, что отвлеченными понятиями не следует заниматься. Я позволю себе утверждать, что только средства отвлеченных построений, расположенные в рациональном и систематическом порядке, могут дать положительный результат при изучении архитектуры.
В этой работе я не мог обойти молчанием некоторые вопросы методического порядка, вследствие чего в означенной книге затронуты некоторые моменты методологии. Только таким образом можно было до известной степени обосновать принципы беспредметности.
Новые исследователи представят новые материалы, что в совокупности с проделанной уже работой даст более обширную и ценную базу высказанным мною положениям.
Заканчивая свое предисловие, я позволяю себе обратиться ко всем тем, кому интересы архитектуры близки, с просьбой поделиться со мною результатами своих работ, изысканиями, новыми идеями, формами, взглядами и пр. Всякую новую мысль или идею, предложенную мне для совместной работы, я буду считать принадлежностью того, кто ее предложил, сохранив за ним его авторство.
Если кто либо пожелал 6ы высказать в доказательной (графической и аналитической) форме несогласие со мной или предложить видоизменение выдвинутых мною принципов — я прошу и в этом случае поделиться своими мыслями со мной с целью обогатить работу в области изыскания новых решений основ современной архитектуры.
Только такой путь и мыслим в наше время для продвижения выдвинутого вопроса.
Яков Чернихов, Ленинград, 1929 г.