Место телевизора в интерьере: вчера и сегодня
Современный телевизор имеет немного общего с телевидением, во всяком случае, в классическом понимании термина. Точнее будет сказать, что он уже давно перерос телевизионный формат. Как в фантастическом рассказе Роберта Шекли, в котором производство стиральных машин всё более усовершенствуется, на рынок приходят технологии, позволяющие создавать андроидов – и они создаются, только продолжают формально называться стиральными машинами, в подтверждение чему в них даже делается маленькое отделение, в котором можно постирать носовой платок.
Современные телевизоры такие же. Значительная часть владельцев современных телевизоров вообще не пользуются услугами телевидения, тем не менее, они продолжают так называться, а значит, несут в себе некоторый комплекс отношений, сформировавшийся еще тогда, когда телевизоры были только телевизорами. Это касается и места телевизора в интерьере.
В то не совсем уж далёкое время, когда телевизоры LG еще носили имя GoldStar, телевизор занимал доминирующее место в любом интерьере. Это был центр притяжения для всей семьи (особенно учитывая тот факт, что телевизор, как правило, был в одном экземпляре на семью, стоил достаточно дорого и являлся маркером состоятельности домовладельцев). Телевизор выполнял информационную, социальную, досуговую функции и занимал центральное положение в том помещении, которому отводилась роль гостиной.
Сами габариты телевизоров старого образца (использующих электронно-лучевую трубку), приближали его к форме, близкой к кубу, что обуславливало его отдельно-стоящее положение в интерьере, так как вписать подобный объём в стандартные габариты мебели было затруднительно (конечно, иногда телевизор мог быть помещен в нишу, устроенную в мебели, но это касалось только аппаратов с малой и средней диагональю). Экран телевизора плохо реагировал на солнечный свет и угол обзора был ограничен.
Все эти факторы в совокупности определяли место устройства в интерьере и оказали значительное воздействие на формирование шаблонов, действующих и в современности, хотя с тех пор многое изменилось, как в технологическом, так и в социальном отношении.
В последние годы телевидение уже перестало быть главным информационным ресурсом, уступив первенство сети интернет. Рабочий график стал более напряженным, и времени на досуг в составе всей семьи стало не хватать. Межличностные коммуникации по большей части переместились в социальные сети. Мониторного восприятия стало намного больше, но оно перестало быть коллективным в физическом измерении.
Законы эргономики и зрительного восприятия остались теми же, но изменились технические возможности устройств телекоммуникации, их информационное и социальное значения. Телевизор, трансформировавшийся в мультимедийный центр, всё более становится индивидуальным гаджетом, настроенным под персональный комфорт потребителя. Иными словами – у каждого теперь свой телевизор, как в физическом смысле (учитывая его доступность как изделия), так и в смысле выбора из всей массы функциональных возможностей тех, которые востребованы конкретным потребителем.
Телевизор как аппарат для мониторинга приобрел большее значение, но при этом утратил пиетет как эксклюзивное изделие, то есть стал тем устройством, которым начали намного больше пользоваться, но приобрели привычку относиться к нему как к обыденности, и даже в некотором смысле банальности, на которой не стоит ставить акцент в интерьере (вплоть до попыток скрыть телевизор в то время, когда он не используется – например, спрятав его за дверцами шкафа или ширмой, или превратив его в зеркальную поверхность).
Попытки осознать новые возможности размещения телевизора в интерьере сейчас в самом начале пути (учитывая тот факт, что характеристики телевизоров изменились совсем недавно, а традиционные представления о месте телевизора в интерьере еще очень актуально). Иногда дизайнерские попытки вписать телевизор в интерьер по-новому приобретают достаточно странный вид – например, телевизор над камином (два визуальных акцента в одном поле – это явный перебор). С другой стороны, телевизоры удачно вписываются в те пространства, в которых их ранее не использовали, создавая таким образом новое, непривычное эстетическое и функциональное восприятие привычных пространств – например, в открытых интерьерах – террасах, верандах, зимних садах; или, наоборот, замкнутых, таких как кабина лифта.