III Биеннале искусства уличной волны АРТМОССФЕРА-2018
III Биеннале искусства уличной волны АРТМОССФЕРА объявляет открытый прием заявок.
АРТМОССФЕРА — первая и единственная российская Биеннале, которая знакомит широкую публику с самыми яркими представителями уличного искусства со всего мира и создает платформу для развития местного стрит-арт сообщества. Первые два выпуска биеннале состоялись в Москве в 2014 и 2016 году, впервые представив российскому зрителю таких всемирно известных художников как L’Atlas, The London Police, Miss Van, представителей российской сцены и целый ряд зарубежных экспертов во главе с Мартой Купер, зафиксировавшей зарождение граффити-культуры в Нью-Йорке.
Биеннале АРТМОССФЕРА вновь состоится в Москве формате большой коллективной выставки художников с бэкграундом в уличном искусстве. Основной проект будет показан с 30 августа по 17 октября 2018 г. в Большом Винохранилище Центра современного искусства «ВИНЗАВОД». Спецпроекты займут Цех Красного и Цех Белого, а также уличное пространство культурного кластера.
В этом году АРТМОССФЕРА меняет свое позиционирование на биеннале искусства уличной волны, таким образом, более точно определяя заявленное направление и предвосхищая вопросы о нерелевантной презентации уличного искусства в выставочном зале. Художники уличной волны — художники, вошедшие в поле современного искусства из субкультур, в частности, из граффити-среды, и с территории других практик работы с городским пространством. Многие из них прошли через опыт несанкционированной творческой активности в городе, привнеся характерные темы, приемы и методы в выставочное пространство, и унаследовав специфическую визуальность улицы. В зарубежной практике для определения такого рода искусства на данный момент активно используется термин urban contemporary art.
Для участия в основном проекте в ходе открытого конкурса приглашаются российские и иностранные художники. Заявки с проектами, раскрывающими тему Биеннале, будут рассмотрены и отобраны международным жюри, в которое войдут: стрит-арт объединение Brooklyn Street Art, куратор Музея уличного искусства в Амстердаме Питер Эрнст Кулен (Peter Ernst Coolen), исследователь и куратор в области уличного искусства Этель Сено (Ethel Seno), куратор парижской Adda Gallery и барселонской MTN Gallery Анна Димитрова, куратор, сотрудничающий с Tate Modern в области стрит-арта Сидар Льюисон (Cedar Lewisohn) и Николай Палажченко, стоявший у истоков создания ЦСИ «Винзавод». Все работы основного проекта вновь будут созданы участниками непосредственно в Москве в формате арт-резиденции.
Тема основного проекта и Биеннале АРТМОССФЕРА-2018 звучит как OFFLINE, она продиктована усталостью от нарастающего информационного потока и желанием ограничить пребывание в Сети в силу острой внутренней необходимости.
Всеобщее помешательство на контроле над информацией и существование в режиме «онлайн», диктующие постоянную спешку и страх упустить очередной тренд дня, горячую новость или всплывающее уведомление, привело лишь к стрессу и усилению информационного шума, депрессивным расстройством у тех, кто только наблюдает чужую жизнь в идеальном теле на тропическом пляже. В силу чего даже топ-менеджеры Силиконовой долины сегодня потребляют Интернет-контент в ограниченных «дозах» под строгим надзором кураторов по цифровой зависимости и следят за тем, чтобы в руки их детям чаще попадали книги, чем планшет.
Физическая реальность сегодня приобретает статус событийной периферии — коммуникация, познание, секс и война преимущественно реализуются «онлайн». Технологии пока не изменили качества социальных отношений, позволяя быть на связи со всем миром, но сидя за столом не замечать человека, сидящего напротив, также уткнувшегося в смартфон.
Тема провозглашает усталость от информационных технологий, которые принесли обманутые ожидания: из средства эмансипации и революционной самоорганизации по всему миру в рамках движения «Оккупай» Facebook превратился в инструмент контроля спецслужб и категоризации пользователей для продажи их персональных данных маркетологам и корпорациям. При этом, будущее огромного массива оцифрованного наследия Человечества остается туманным.
В силу всех этих причин, несмотря на кажущуюся тотальную виртуализацию, в последние годы наблюдается выраженная обратная тенденция, связанная с возрастающим вниманием к локальности, автономности и аутентичности, отключенности от глобализованного мира. Актуальными становятся именно свойственные уличному искусству site-специфичность и работа с местным контекстом, а не с глобальным, оцифрованным и унифицированным. Пока Человечество осмысляет новый цивилизационный вызов, во многих сообществах наблюдается некоторое снижение градуса технологичности и откат назад, к DIY, рукотворности, аналоговости, использованию подручных средств и вторичной переработке материалов, которой вынуждено безотлагательно заняться человечество.
Природа информационного мира не может не отражаться на уличном искусстве, бытование которого сегодня расширяется и в цифровую среду, ведь раньше граффити-художнику, чтобы его узнавали, было необходимо как можно больше рисовать в городе, сегодня же, чтобы в десятки раз увеличить свою аудиторию, требуется просто выложить работу в Instagram. Это не может не влиять на изобразительность и саму природу уличного искусства — уличные художники создают и документируют свои работы с учетом их демонстрации на экранах смартфонов или последующего тиражирования в СМИ, онлайн-презентация выходит на первый план, порой заслоняя реальную работу и мастерство.
Мы призываем художников сформулировать достойный ответ вызовам цифрового мира, опираясь на ДНК свободной и независимой уличной культуры, восстановить баланс между реальным и виртуальным, смоделировать альтернативный сценарий повседневности и действующую этику взаимодействия с Интернетом. Первым прецедентом станет выход художников в оффлайн, навстречу непосредственному опыту.
Кураторы биеннале предлагают художникам поразмышлять о возможных интерпретациях темы, расширить ее смысловое поле, чтобы отразить ее более объемно, глубоко и многогранно. Развить основные и смежные аспекты темы или же опровергнуть их, задав новое направление размышления.
Для того чтобы принять участие в открытом конкурсе биеннале АРТМОССФЕРА, художникам необходимо до 20 июня прислать свое портфолио на почту info@artmossphere.ru, а также презентацию работы, предлагаемой для реализации в рамках основного проекта. Проект должен быть создан эксклюзивно для Биеннале. С правилами и условиями участия, требованиями к портфолио, а также параметрами работ вы можете ознакомиться в Правилах участия.
Сабина Чагина, сооснователь биеннале: «После того, как мы снискали славу биеннале, представившей звезд самого бескомпромиссного искусства прямо у стен Кремля, в московском «Манеже», мы делаем разворот на 180 градусов и вспоминаем, где берет свои корни уличное искусство, спускаемся в условный «подвал» — обратно в андеграунд, подземелье Большого Винохранилища. ЦСИ «Винзавод» в этом году поддерживает нас и выступает партнером Биеннале.
Выбор площадки символичен, поскольку именно «Винзавод» с самого начала своего существования демонстрировал интерес к уличному искусству: в 2006 году здесь состоялся знаковый граффити-фестиваль. С 2010 года начала свою работу одна из первых легальных площадок для уличного высказывания и дискуссионная платформа — проект «Стена», полноправным куратором которой теперь стала «Артмоссфера».
Юля Василенко, сооснователь биеннале: «В этом году меняется механика отбора участников основного проекта. Если в 2016 году зарубежных участников самостоятельно выбирали приглашенные международные кураторы, а конкурсной была только российская часть выставки, то в этому году мы делаем прием заявок полностью открытым. Прислать свой проект на рассмотрение международного жюри может любой художник с опытом в уличном искусстве. География проекта остается максимально широкой — мы ждем заявок от участников со всего мира».
Впервые в рамках биеннале АРТМОССФЕРА будет представлен специальный исследовательский проект об истории развития уличного искусства в России в целом и в Москве в частности. Его кураторами станут художник Дмитрий Аске и со-основатель портала partizaning.org Антон Польский. Выставка-исследование охватит два последних десятилетия российского уличного искусства и представит культурный срез — архив фотографий, работ и артефактов, а также расскажет о ключевых именах и процессах. Проект станет первой масштабной попыткой проанализировать и осмыслить развитие уличного искусства в России и представить его широкой аудитории. Специально для этого команда творческого объединения АРТМОССФЕРА и привлеченные эксперты провели масштабную работу, по крупицам собирая разрозненную и труднодоступную информацию, которой обладают только представители субкультуры. Собранный материал также будет презентован на биеннале в виде печатного издания — Энциклопедии российского уличного искусства.