Судовая сталь: виды и назначение

Судовая сталь – особый вид конструкционной стали используемый для строительства морских и речных судов, приборов и механизмов водного транспорта и возведения сопутствующих конструкций, таких как причалы, понтоны и прочее.

Для получения надежных в эксплуатации корпусов водного транспорта материал должен быть не только пластичным, но и отличаться высокой прочностью.

Судовая сталь

Судовая сталь: требования

Производство судовой стали требует сертификации в соответствии со стандартами международных сообществ судоходства. Материал должен соответствовать таким требованиям:

  1. Устойчивость к различного рода деформациям, расслаиванию и образованию трещин;
  2. Пластичность и прочность, в том числе при эксплуатации при пониженных температурах;
  3. Устойчивость к образованию коррозии;
  4. Немагнитность;
  5. Сопротивляемость циклическим нагрузкам.

Для подтверждения параметров судовой стали этот вид металлопроката проходит ряд испытаний и многоступенчатую систему контроля.
Применение судовой стали при производстве водного транспорта обеспечивает устойчивость суден к высоким нагрузкам, в том числе при посадке на мель, столкновении с плавающими крупногабаритными предметами и другими плавсредствами. Полученные пластические деформации могут быть устранены ремонтными работами, а испорченные участки конструкции правят или вырезают, вваривая новые.

Разновидности судовых сталей

В сортаменте судовых сталей присутствуют:

  • Тонколистовой прокат (толщина 0,9-3,9 мм);
  • Толстолистовой прокат (4-130 мм);
  • Широкополосный прокат;
  • Фасонный прокат;
  • Поковки;
  • Отливки.

В зависимости от прочностных характеристик различают судовые стали:

  • Нормальной прочности;
  • Повышенной прочности;
  • Хладостойкие.

В судостроительстве активно применяются углеродистые стали двух типов:

  • Конструкционная (наличие углерода в составе более 0,6%)
  • Инструментальная (содержание углерода более 0,6%).

Для улучшения механических и химико-физических характеристик стали в ее состав включают дополнительные легирующие элементы: ванадий, хром, марганец, никель.

Применение

Сферы применения судовой стали различаются в зависимости от состава материала:

  • Листовая сталь толщиной 6-30 мм, и длиной 6-8 м применяется в производстве судовых обшивок.
  • Чугун – непластичный углеродистый сплав применяемый в судовом машиностроении.
  • Алюминий ввиду небольшой массы и отличной устойчивости к коррозии используется для изготовления корпусов и отдельных элементов конструкции судов. Применение такого материала позволяет снижать общий вес судна без потери грузоподъемности.

Дюралюминий в судостроительстве не используется из-за низкой коррозийной устойчивости, а нержавеющая сталь ввиду высокой стоимости.

Судовый металлопрокат широко применяется в сварных конструкциях водного транспорта, обшивке корпусов и в возведении различного рода портовых сооружений, так как обладает высокой прочностью, долговечностью, коррозионной устойчивостью, необходимой при эксплуатации материала в водной среде и устойчивостью к повышенным нагрузкам.