Судовая сталь: виды и назначение
Судовая сталь – особый вид конструкционной стали используемый для строительства морских и речных судов, приборов и механизмов водного транспорта и возведения сопутствующих конструкций, таких как причалы, понтоны и прочее.
Для получения надежных в эксплуатации корпусов водного транспорта материал должен быть не только пластичным, но и отличаться высокой прочностью.
Судовая сталь: требования
Производство судовой стали требует сертификации в соответствии со стандартами международных сообществ судоходства. Материал должен соответствовать таким требованиям:
- Устойчивость к различного рода деформациям, расслаиванию и образованию трещин;
- Пластичность и прочность, в том числе при эксплуатации при пониженных температурах;
- Устойчивость к образованию коррозии;
- Немагнитность;
- Сопротивляемость циклическим нагрузкам.
Для подтверждения параметров судовой стали этот вид металлопроката проходит ряд испытаний и многоступенчатую систему контроля.
Применение судовой стали при производстве водного транспорта обеспечивает устойчивость суден к высоким нагрузкам, в том числе при посадке на мель, столкновении с плавающими крупногабаритными предметами и другими плавсредствами. Полученные пластические деформации могут быть устранены ремонтными работами, а испорченные участки конструкции правят или вырезают, вваривая новые.
Разновидности судовых сталей
В сортаменте судовых сталей присутствуют:
- Тонколистовой прокат (толщина 0,9-3,9 мм);
- Толстолистовой прокат (4-130 мм);
- Широкополосный прокат;
- Фасонный прокат;
- Поковки;
- Отливки.
В зависимости от прочностных характеристик различают судовые стали:
- Нормальной прочности;
- Повышенной прочности;
- Хладостойкие.
В судостроительстве активно применяются углеродистые стали двух типов:
- Конструкционная (наличие углерода в составе более 0,6%)
- Инструментальная (содержание углерода более 0,6%).
Для улучшения механических и химико-физических характеристик стали в ее состав включают дополнительные легирующие элементы: ванадий, хром, марганец, никель.
Применение
Сферы применения судовой стали различаются в зависимости от состава материала:
- Листовая сталь толщиной 6-30 мм, и длиной 6-8 м применяется в производстве судовых обшивок.
- Чугун – непластичный углеродистый сплав применяемый в судовом машиностроении.
- Алюминий ввиду небольшой массы и отличной устойчивости к коррозии используется для изготовления корпусов и отдельных элементов конструкции судов. Применение такого материала позволяет снижать общий вес судна без потери грузоподъемности.
Дюралюминий в судостроительстве не используется из-за низкой коррозийной устойчивости, а нержавеющая сталь ввиду высокой стоимости.
Судовый металлопрокат широко применяется в сварных конструкциях водного транспорта, обшивке корпусов и в возведении различного рода портовых сооружений, так как обладает высокой прочностью, долговечностью, коррозионной устойчивостью, необходимой при эксплуатации материала в водной среде и устойчивостью к повышенным нагрузкам.