Бетонные дорожные покрытия: выбор технологии

На выбор применения асфальтового или бетонного дорожного покрытия влияет ряд объективных факторов, таких как технологическая и экономическая целесообразность, а также климатические условия региона, в котором производятся строительные работы.

Каждый подход имеет свои преимущества и особенности, например, асфальт становится при высоких температурах избыточно пластичным и склонен к деформациям при нагрузках, а бетонные покрытия, напротив, стойки к жаре, но при низких температурах становятся хрупкими. Даже в США, где более 63% автомобильных дорог имеют бетонное покрытие, в штате Аляска все дороги – из асфальта. Не меньшее значение имеет и доступность сырья. К примеру, на территории СССР большие запасы тяжёлых сортов нефти, которые идут на производство битумов и асфальтов, что, в совокупности с климатическими особенностями, обусловило преимущественное использование асфальтовых дорожных покрытий на территории РФ и стран СНГ. Но в некоторых случаях асфальтовое покрытие не способно конкурировать с бетоном по требуемой стойкости к нагрузкам.

строительство дорожного покрытия из бетона

Монолитное бетонное дорожное покрытие

В мировой практике существует два подхода в формировании бетонных покрытий – с использованием готовых плит и заливкой арматуры бетоном на месте. Монолитные железобетонные покрытия позволяют осуществлять «гибкий» подход при проектировании и производстве работ, осуществлять более сложные пластические решения. Но для их реализации необходимо соблюдение ряда дополнительных условий.

Для создания железобетонных покрытий «на месте» требуется высокая строительная культура производства арматурных и бетонных работ с постоянным мониторингом состояния бетонной смеси, что не всегда возможно. Неравномерное нанесение бетонной смеси приводит к расслаиванию бетона и скорому разрушению покрытия. Особенно это важно в тех случаях, когда бетон выбран не столько по экономическим, сколько по технологическим причинам – для строительства покрытий, способных воспринимать значительные динамические нагрузки, будь то трасса федерального назначения, портовые сооружения или аэродром.

Климатические условия большинства регионов РФ значительно сокращают период активного строительства, а большие расстояния от бетонных заводов до места производства работ также не упрощают реализацию поставленных задач. Кроме того, воспользоваться свежепостроенной бетонной дорогой возможно будет не раньше, чем через месяц после заливки бетона (при благоприятных погодных условиях). Совокупность этих факторов приводит к тому, что производство монолитных железобетонных дорожных покрытий экономически целесообразно только при возведении инфраструктурных объектов федерального назначения, либо при наличии бетонных заводов в непосредственной близости от строительства.

Железобетонные плиты для дорожных покрытий

Другой вариант бетонных дорожных покрытий осуществляется посредством промышленных железобетонных плит на основе тяжёлых бетонных смесей. Заводские условия позволяют создавать железобетонные плитные конструкции с гарантированными расчётными характеристиками и купируют возможные риски «полевого» строительства. Железобетонные плиты, особенно такие, как ПАГ, о которых речь пойдёт ниже, являются сложной инженерной конструкцией, которые производятся исключительно на специализированных предприятиях. Как пример можно рассмотреть компанию «Строй Проект», продукция которой будет актуальна для Ленинградской области и Северо-западного региона в целом.

Существует несколько типов плит, применяемых в дорожном строительстве. В каждой категории есть несколько модификаций, отличающихся по толщине, массе, марке цемента, габаритам, сортаменту арматуры, несущей способности и стоимости, поэтому данные даются усреднённо:

  1. ПДП (плита дорожная прямоугольная). Нагрузка 10-30 тонн на кв. метр. Используются для строительства временных дорог или покрытий с незначительной нагрузкой.
  2. ПДН (плита дорожная напряжённая). Нагрузка 30-50 тонн на кв. метр. Используется для дорог с интенсивным движением.
  3. ПАГ (плита аэродромная гладкая). Предварительно напряжённая специализированная железобетонная плита, разработанная специально для повышенных динамических нагрузок (50-80 тонн на кв. метр).

демонтаж дорожного покрытия из железобетонных плит

Аэродромные плиты производятся толщиной 140, 180 и 200 мм, что отражается в их наименовании ПАГ-14, ПАГ-18, ПАГ-20 (согласно ГОСТ 25912-2015 «Плиты железобетонные предварительно напряженные для аэродромных покрытий»).

Специальные плиты с заданными свойствами дают возможность осуществлять монтаж ответственных инженерных сооружений на отдалённых территориях и при  отсутствии доступа к полноценной промышленной строительной инфраструктуре. Спектр их применения весьма широк. Например, аэродромные плиты, помимо прямого назначения, могут использоваться как в дорожном строительстве, так и в военно-инженерном деле. Запас прочности позволяет использовать такие плиты для быстрого монтажа временных дорожных покрытий при минимальных подготовительных работах. В дальнейшем плиты легко могут быть демонтированы и использованы повторно. Правда, при этом следует учитывать массивность конструкций. Так, укладка плит ПАГ-20, которые весят 6 тонн, потребует не только использования специализированной техники, но и профессионализма строителей.