Парковочные барьеры и блокираторы
Российская парковочная культура в большинстве случаев представляет из себя поразительный симбиоз неспособности муниципалитетов регулировать парковочный процесс и нежелания автолюбителей соблюдать правила парковки даже там, где они обеспечены.
Простая задача – припарковать машину у офиса или дома – зачастую превращается в квест. А если есть квест, то будут и читеры – граждане паркуют транспортные средства в своих и чужих дворах, на газонах и тротуарах, перекрывают пешеходные проходы, проезды и доступ к подъездам жилых домов и офисов.
С другой стороны, муниципальные власти не спешат обеспечить наличие парковочных мест в соответствии с имеющимися законодательными актами. В этом есть масса выгод, реализуемых через аффилированные к администрации организации – дефицит парковочных мест ведет к завышению стоимости обслуживания на существующих парковках, да и саму землю гораздо выгоднее продать под строительство жилья. Девелоперы и застройщики в свою очередь заинтересованы в максимальной коммерческой отдаче от участка застройки, так работает принцип – больше квартир, меньше благоустройства.
Благоустройство парковочных мест условно можно разделить на регулирующие и обеспечивающие безопасность движения и защищающие право собственности на парковочное место. К регулирующим и защитным устройствам относятся парковочные столбики, колесоотбойники, дорожные зеркала безопасности, «лежачие полицейские». Устройства, обеспечивающие право собственности на парковочное место – парковочные барьеры и блокираторы.
При отсутствии инфраструктуры и необходимости пользоваться автотранспортом создается ситуация, в которой каждый владелец транспортного средства в той или иной степени является вынужденным правонарушителем. В этой ситуации автовладельцы стремятся своими средствами обеспечить парковочную инфраструктуру, особенно это касается придомовой территории. И здесь возникает масса новых проблем, связанных с обустройством и распределением парковочных мест: недостаточность территории, которая может быть использована под парковки и желание коллег получить удобства за чужой счет. Тем более, что без соблюдения предварительных административных действий по согласованию и проектированию парковочных мест, любые мероприятия по самостоятельному обустройству парковки являются незаконными.
Блокираторы парковок, барьеры, шлагбаумы и прочие устройства, ограничивающие своеволие автолюбителей, пытающихся занять любое приглянувшееся место – вынужденная мера защиты права собственности. При отсутствии автомобиля конструкция поднимается и фиксируется в таком положении, препятствуя постановке автомобиля, чей владелец не имеет возможности опустить конструкцию путем ее разблокировки.
Основные виды ограничителей парковки:
- автоматические;
- механические;
- мобильные;
- складные;
- оборудованные замком.
По конструкции барьеры классифицируются:
- трапециевидные, полукруглые складные;
- столбики «с ушками»;
- стационарные полусферы;
- столбики;
- колесоотбойники;
- столбики с цепями.
Однако само право собственности на парковочное место может быть сомнительным. Одно дело, когда забронированы места для парковки автомобилей сотрудников организации на прилегающей к офисному зданию специально выделенной территории, или резервирование производится для маломобильных граждан или спецслужб. И совсем другое – частная инициатива по созданию парковочных мест на придомовых территориях в жилой застройке.
Без разрешительной документации право на такую парковку с установкой блокиратора имеют инвалиды 1 и 2 группы (участники ВОВ) и родители ребенка – инвалида с ДЦП. Остальным автовладельцам сначала нужно узнать статус земельного участка, на котором предполагается установка этого устройства. Можно это сделать, воспользовавшись интернет – ресурсами, на которых выложена кадастровая карта. Если земля является собственностью многоквартирного дома, соответственно, она является общей собственностью всех жильцов. И получить разрешение нужно от большей части жителей (свыше 50%) на общем собрании, зафиксировав это решение в протоколе.
Тем не менее, организация частной парковки, даже в случае одобрения ее жителями домовладения имеет ряд логичных ограничений. Запрещается устраивать парковочные места на проезжей части дорог или в местах, блокирующих или затрудняющих движение спецтранспорта – пожарной службы, скорой помощи, коммунальной спецтехники. Также запрещается размещение парковок в непосредственной близости от детских площадок.
Самостоятельно рассчитать все требования к организации парковки в каждом конкретном случае достаточно затруднительно. Чтобы исключить споры по поводу того, что можно или нельзя, после принятия решения о строительстве парковки и одобрения его на собрании жильцов (домовладельцев), необходимо обратиться в специализированную проектную организацию. Имея на руках готовый проект и решение общего собрания собственников жилья, представитель инициативной группы должен обратиться в земельные муниципальные органы и получить разрешение на строительство. Кроме того, потребуется разрешение от Управления дорожной патрульной службы населенного пункта – с целью избежать в дальнейшем штрафов за неправильную парковку.
Проблема парковок может быть решена только устойчивым комплексом прав и правил, как со стороны обеспечения условий парковки, так и пользовательской культуры. Парковочная культура в мировом опыте обеспечивается жесткими требованиями и неукоснительным их исполнением – штраф, стоимостью в подержанный автомобиль или лишение прав на управление транспортным средством, легко приводят в ум даже обеспеченного гражданина с комплексом «хозяина мира».